Саюпова Наталия Михайловна

Авторское развивающее пособие «Тематическая скатерть»

 Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Ряд авторов (Н.М. Аксарина, Е.К. Каверина, Ф.И. Фрадкин) одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка выделяют развитие мелкой моторики рук. Связь интеллектуального развития и мелкой моторики отмечали в своих работах такие исследователи как Л.В.Антакова-Фомина, М.М.Кольцова, Б.И.Пинский,  Н.М. Аксарина, А.В. Запорожец [1, с. 162].

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [2, с. 268]. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Предлагаю развивающее пособие «Тематическая скатерть» для детей раннего дошкольного возраста. Пособие придумано с целью, организовать деятельность нескольких детей одновременно, что не позволяла сделать развивающая книжка. Созданы две тематические скатерти для реализации гендерного подхода «Транспорт» и «Хозяюшка». 

bce2fa5f5b2cacbb1d1c442147e547f5.jpg


b0e8fde11b8397772093d0b7e9b54f1c.jpg

За основу скатерти взята фланель разных цветов. Скатерть фиксируется на квадратном столе резинками с нижней стороны и разделена на четыре сектора. Размер скатерти 120 см. В каждом секторе отображена одна из тем, имеются съемные фигуры, для их крепления используются различные способы: крючки, бельевые прищепки, тесьма-липучка, пуговицы. Используемый материал: фланель, фетр, синтепон, кожа, ленты.

Данное пособие создано с целью  развития художественно-эстетического вкуса детей, любознательности, конструктивных способностей, развития мелкой и крупной моторики, развития тактильных ощущений, что особенно важно для детей младшего дошкольного возраста.

Пособие используется на занятиях по: развитию речи, ознакомлению с окружающим, математическому развитию, сенсорике, изобразительной деятельности, при проведении дыхательной гимнастики, в театрализованной деятельности. Тематические скатерти  используются в организации  индивидуальной работы с детьми, в самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности воспитателя и детей.

Тематическая скатерть «Транспорт» знакомит детей с воздушным, водным и наземным транспортом. Имеются секторы: поезд, трактор и грузовик в огороде и саду, корабли в море, вертолет и самолет в небе.

935c6f53e9f49bcacc510164a41adb95.jpg

609f8142282a23b14788d7094b8d0b2e.jpg

711e2f1c9396d0ec1d75c69d6265233c.jpg

7bac7db0c0e00adfe29a038a64e00c6b.jpg

Тематическая скатерть «Хозяюшка» более интересна девочкам. В ней секторы: пицца или сладкий пирог, кастрюля с продуктами для супа, стирка, девочка-модница. 

58adcc26ef2def71b0f0cb56229e2004.jpg

7d2fcc2d187b2cb2687ef3666db42cfa.jpg

ab49e21f3fddb3f6a64d3f7f5358e999.jpg

671af39ce77ae537606bb56ad1087771.jpg

На каждой скатерти в каждом секторе имеются «секретики»: мелкие детали, которые спрятаны за крупными деталями. Все детали яркие, объемные. Мелкие детали закреплены на длинных шнурках, которые так же безопасно можно перемещать и фиксировать.

Согласно ФГОС ДО  пособие «Тематическая скатерть» учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. Обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. [3].

Занятия и игры на тематических скатертях вызывают у малышей положительный эмоциональный отклик, повышают активность; дети с радостью и большим интересом, самостоятельно манипулируют  фигурками, осваивают новые способы крепления.

 

Литература:

1. Ляксо, Е. Е. Развитие речи малыша [Текст]: Е. Е. Ляксо ; под ред. А. С. Батуева. – М.: Айрис-пресс, 2003. – (С. 161-166). (Серия «Первые шаги»).

2. Первые шаги (модель воспитания детей раннего возраста) [Текст]: материалы московского городского конкурса «Первые шаги» / сост. к. п. н. К. Белая. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – (263-313).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

7 октября 2016 в 19:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.